Краткая история

 

Село расположено на реке Сарауль в 33 км к северо-западу от пгт Камское Устье (Боль­шекляринская волость Тетюшского уезда Казанской губернии, Большебуртасское сельское поселений Камско-Устьинского муниципального района РТ).

Название связано зтнонимом Буртас - тюркским племенем, входившим в состав Волжс­кой Булгарии.

 

До взятия Казани в 1552 г. Иваном Грозным село располагалось на берегу р. Волги. Затем его население частично подверглось крещению, частично переселилось в лесные районы пра­вобережья Волги. Так, например, извecтно, что в 1646 г. в д. Буртасы имелось 2 помещика: новокрещен Илья Иванов Ногаев - принадлежало 6 дворов, 19 душ мужского пола, и Иван Матвеев Котонаев - принадлежало 5 дворов, 16 душ мужского пола.

Вероятно в этот же период мусульманами, бежавшими от крещенья, была основана д. Малые Буртасы. По легенде, С.Большие Буртасы возникло несколько позднее и было заселено беженцами из татарских деревень, находившихся на берегу Волги в районе современных  дд. Русские Буртасы, Красновидово.

 

В конце XVIII - начале XIX в. здесь насчитьвалось 25 дворов ясачных некрещеных татар - 1 О 1 душа мужского пола, 90 душ женского пола, 3 двора ясачных крещеных татар - 14 душ мужского пола, 7 душ женского пола, 3 двора служилых татар - 1 О душ мужского пола и 12 душ женского пола. Всего 31 двор - 234 жителя.

По дaнным Х ревизии 1858 г., в деревне жили 46 семей - 180 душ мужского пола, 195 душ женского пола. Всего 375 человек. В 1884 г. деревня выросла до 1 О 1 двора - 254 души мужского пола, 231 душа женского пола. Всего 485 жителей.

Земля Б.Буртас состояла из 17,9 десятин усадьбы, 837 десятин пашни, 40,7 десятин лугов, 5,6 десятин выгона, 16 десятин неудобиц. В хозяйствах держались 84 лошади, 118 голов круп­ного и 223 единицы мелкого скота. Безземельных семей в селе не было. Из 97 дворов в 1882 г. 38 являлись безлошадными.

В конце XIX - начале хх в. довольно крупными коммерсантами в селе являлись Хафиз Сафиуллин - бакалейная торговля, ежегодный оборот 500 рублей, Фаизрах.ман Тухватуллин ­сын местного торговца, промышлявший сбытом бакалеи (400 рублей), а также Кашшаф Сафи­уллин, торговавший мануфактурой (400 рублей).

 

Махалля деревни в 1909 году объединяла 388 мусульман мужчин, 330 женщин, 134 домовладельца.

Из известных нам на сегодняшний день имамов деревни следует в первую очередь назвать Гизатуллу Музафарова, который являлся здесь дyxoвным наставником с 20 января 1861 г. Прислужив более 10 лет, Гизатулла хазрет вдруг вступил в остpый конфликт с односельчанами, которые были весьма недовольны его частыми отлучками по тopгoвым и иным делам. В 1875 г. они потребовали у губернского начальства лишить необязательного муллу указа. Власти не стали усугублять положение и фактически заставили Г.Музафарова подыскать себе другое место. В результате он переехал в с. Клянчеево, где возглавил вторую махаллю. Мусульмане д. Б.Бypracы избрaли: 28 июня 1878 г. нового муллу - уроженцa с.Большиe Янасалы Сафиуллу Сайггикова (24.01.1842 - 14.11.1910). После его смерти 22 апреля 1912 г., получив указ № 1872, духовным наставни­ком махалли д.Б.Буртасы стал крестьянин д. Утямышево (ныне Апастовский район РТ) Исмагил Миннигалеевич Муппариев (15.08.1888 - ?). Он окончил курс медресе при 4-соборной мечети г. Казани и какое-то время работал там мугаллимом. Переехав в Большиe Буртасы, он, помимо отправления духовных треб в мечети, начал еще преподавать в деревенском мектебе, где обуча­лись 30 шакирдов. Мектебе, судя по рассказам мecтных жителей, было основано в 1806 г.

В 1920 г. в селе насчитьшалось-140 дворов, 660 жителей, в 1922 г. - 595 жителей, в 1926 г. - 81 двор, 380 жителей.

Мечеть в селе закрыпа в середине 1930-х гг. Колхоз основан в 1931 г. Его первым предсе­дателем стал Самигулла Миннуллин. Среди активистов, много сделавших для установления советской власти, были коммунисты Гарифулла Юсупов, Нагимов Хайрулла, Гарафутдин Му­барaкшин, Закир Шакиров.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International